Структура управления системой качества

Структура управления системой качества

Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского

 

Для внедрения в университете системы менеджмента качества образования создана организационная структура «Служба качества БГУ». В состав службы качества включены:

  • Совет по качеству образования при ректоре университета;
  • Представитель руководства по качеству (проректор по лицензированию и инновационной работе);
  • Отдел мониторинга качества образования;
  • Отдел лицензирования и аккредитации;
  • Факультетские комиссии по мониторингу качества образования;
  • Уполномоченные по качеству на факультетах, университетских кафедрах, управлениях и отделах университета.

Организационная структура системы менеджмента качества БГУ представлена на схеме 1.

 

Основной функцией службы качества БГУ является непосредственная разработка внедрения и совершенствование системы качества и ее документация.

Основными задачами Службы качества являются:

  • формирование и развитие постоянно действующей системы управления качеством образовательной деятельности;
  • совершенствование механизма внутривузовской оценки и контроля образовательной деятельности в соответствии с международными и российскими стандартами;
  • экспертно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности ректора, Ученого совета и, по поручению ректора, других руководителей университета;
  • подготовка предложений по вопросам обеспечения качества образования.

Ректор осуществляет руководство деятельностью вуза и несет ответственность за функционирование и совершенствование СМК, в том числе: а) определяет политику, цели в области качества и устанавливает обязательства; б) создает правовую основу для функционирования СМК посредством утверждения и подписания нормативных и организационно-распорядительных документов; в) назначает представителя руководства по качеству и наделяет его соответствующими полномочиями; г) выделяет необходимые финансовые и материальные ресурсы для функционирования системы менеджмента качества.

Совет по качеству образования создается при ректоре университета в целях определения направлений и механизмов управления качеством высшего профессионального образования, содействия структурным подразделениям БГУ по внедрению принципов менеджмента качества, нормативного обеспечения создания, внедрения и эффективного использования системы качества вуза, рационального расходования ресурсов, достижения требуемого уровня предоставляемых образовательных услуг и подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных в регионе, в России и за рубежом.

Основной принцип деятельности Совета определяется следующим положением Болонского процесса, провозглашенным министрами образования европейских стран: «Качество - основное условие для доверия, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования».

К задачам и функциям Совета относятся:

  • формирование политики университета в сфере менеджмент качества образования и координационное руководство реализации этой политики в учебных подразделениях;
  • периодическая проверка и анализ результатов качества образовательного процесса;
  • подготовка к проведению комплексной оценки деятельности университета (лицензирование, аккредитация) и отдельных профессиональных образовательных программ;
  • координационное взаимодействие с учебно-методическим управлением в области проведения коллегиальных экспертиз на компенсационной основе учебно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения специальностей и направлений, подлежащих комплексной оценке;
  • системное совершенствование и разработка методов оценки качества образовательного процесса в университете;
  • внедрение сертификации на соответствие стандартам серии ИСО системы качества университета;
  • оценка эффективности функционирования системы качества университета.

Направлениями деятельности Совета по качеству образования являются:

  • организация и проведение внутренних аудитов системы качества ВПО университета;
  • организация и проведение в университете специальных контрольных мероприятий по качеству учебного процесса и его обеспечения;
  • подготовка и проведение учебных, учебно-информационных мероприятий и работы, направленных на повышение уровня информированности и компетентности персонала университета в области качества высшего профессионального образования;
  • осуществление сбора, систематизации и анализа данных о деятельности университета в области качества высшего профессионального образования;
  • подготовка для администрации университета информационных и информационно-аналитических материалов по проблематике качества высшего профессионального образования;
  • оказание методической помощи в планировании работы, осуществление информационного обеспечения текущей работы совета университета по качеству образования;
  • оказание методической помощи в подготовке к проведению плановых мероприятий уполномоченными по качеству высшего профессионального образования;
  • осуществление методического руководства и участие в работах по подготовке документов системы качества ВПО университета и персонала к аккредитации вуза по показателю «Наличие и эффективность системы качества в вузе»;
  • подготовка и распространение информационных и учебно-информационных материалов по проблематике качества высшего профессионального образования;
  • обсуждение, согласование, представление проектов документов в области деятельности Совета для утверждения председателем Совета;
  • разработка предложений и рекомендаций по развитию системы качества университета, ее сертификации, выявление проблем и трудностей, замедляющих становление процессов управления качеством высшего профессионального образования;
  • определение структурных подразделений и лиц, ответственных за разработку и реализацию решений Совета и внесение предложений в программы их работ в области деятельности Совета;
  • обсуждение и утверждение отчетов структурных подразделений по решению задач управления качеством высшего профессионального образования, поставленных Советом;
  • определение приоритетных научно-исследовательских и методических работ по расширению и совершенствованию процессов управления качеством высшего профессионального образования и разработок системы качества образования в БГУ;
  • организация конференций, семинаров, круглых столов в области управления качеством высшего профессионального образования.

Проректор по лицензированию и инновационной работе как представитель руководства по качеству осуществляет следующие функции:

  • руководит деятельностью отдела лицензирования, аттестации и аккредитации и отдела мониторинга качества обучения;
  • осуществляет внедрение системы управления качеством образования в университете;
  • руководит разработкой плана создания системы менеджмента качества в университете;
  • разрабатывает и внедряет организационную структуру системы менеджмента качества университета;
  • организует работу Совета по качеству образования в университете;
  • совместно с ректором и ученым советом университета определяет стратегию деятельности университета по введению для вуза образовательных программ подготовки специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
  • разрабатывает предложения по работе с персоналом (повышение квалификации и аттестации персонала)
  • организует процесс сертификации системы менеджмента качества;
  • организует самоаттестацию университета и аудит качества подготовки специалистов;
  • организует деятельность структурных подразделений университета, направленную на подготовку проведения процедуры лицензирования и аккредитации отдельных специальностей и комплексной оценки деятельности университета.

Отдел мониторинга качества образования принимает непосредственное участие в решении университетам следующих комплексных задач качества ВПО:

  • создание, функционирование и совершенствование системы качества ВПО университета как механизма обеспечения качества образования;
  • подготовка университета к успешному прохождению государственной комплексной оценки его деятельности в части обеспечения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

Отдел осуществляет преимущественно учебно-научно-методическую, консультационную, аналитическую, экспертную, информационную деятельность и специальный управленческий контроль в области качества высшего профессионального образования.

Как оргструктурный элемент системы качества ВПО университета, отдел работает по следующим направлениям:

  • содействие администрации университета в нормативном и нормативно-правовом обеспечении деятельности в области качества высшего профессионального образования;
  • обеспечение информационной основы для принятия администрацией и коллегиальными органами университета квалифицированных решений в области качества высшего профессионального образования;
  • контроль и аудит работы образовательных подразделений университета в области качества высшего профессионального образования;
  • содействие работе Совета университета по качеству и уполномоченных - по качеству ВПО.

Основные направления деятельности начальника отдела мониторинга качества образования:

  • совместно с проректором по лицензированию и инновационной работе и Службой качества разрабатывает систему менеджмента качества в вузе;
  • обеспечивает функционирование всей системы качества обучения (действие модели менеджмента качества, реализацию программы качества, работу службы качества);
  • создает единую систему управления документацией системы менеджмента качества в университете;
  • разрабатывает необходимые документированные процедуры, рабочие инструкции по качеству в университете совместно с уполномоченными по качеству и группами качества факультетов, кафедр и других структурных подразделений;
  • организует работу по упорядочению рабочих процессов в университете, определение измеряемых параметров и характеристик их качества. Методов их измерения и сбора информации;
  • проводит различные мониторинговые и контрольные операции по контролю качества рабочих процессов и их результатов;
  • организует внутренние аудиты и самооценку университета и готовит отчеты проректору о функционировании системы менеджмента качества и необходимых улучшениях;
  • готовит предложения по устранению несоответствий и мотивации персонала, улучшению материальной базы, совершенствованию управления университетом и качеством образования;
  • осуществляет сбор и анализ информации о качестве предоставляемых образовательных услуг;
  • доводит выработанные предложения до руководства;
  • разрабатывает, подготавливает к изданию и распространению учебно-методические материалы по вопросам менеджмента качества образования. Отвечает за своевременную подготовку всех информационных материалов по качеству обучения;
  • организует и проводит семинары, циклы лекций, курсы повышения квалификации и дополнительного образования в области менеджмента качества для руководителей разного уровня и сотрудников вуза, работников других образовательных учреждений;
  • организует и проводит фундаментальные и прикладные исследования по проблемам менеджмента качества образования в университете;
  • организует поддержку в сети Интернет Web-сайта по менеджменту качества в образовании и развитие методов дистанционного обучения в этой области;
  • организует работу по участию в проведении конкурсов Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;
  • обеспечивает взаимодействие с российскими организациями по менеджменту качества;
  • развивает международное сотрудничество в области менеджмента качества в образовании;
  • оказывает содействие факультетам и кафедрам в изучении и внедрении типовой модели качества университета;
  • обеспечивает соответствующее консалтинговое сопровождение и информационное обеспечение изучения и внедрения типовой модели качества университета;
  • осуществляет методическую и консультационную поддержку работ по внедрению методов менеджмента качества и разработки документации в структурных подразделениях университета;
  • обеспечивает регулярное освещение деятельности Совета по качеству в средствах массовой информации региона, университета;
  • организует внутривузовский аудит качества знаний студентов, их участие в Федеральном Интернет-экзамене;
  • осуществляет контроль за процедурой самообследования в структурных подразделениях в период подготовки к аккредитации специальностей (направлений) подготовки и комплексной оценки деятельности университета.
  • совместно с учебно-методическим управлением осуществляет контроль за качеством подготовки специалистов в соответствии с аккредитационными показателями.
  • участвует в создании, обеспечивает поддержку и развитее компьютерной базы данных, обеспечивающей текущую статистику качества обучения.

Факультетская комиссия мониторинга качества образования (МКО) является основным элементом системы управления качеством образования в университете и создается в целях совершенствования качества подготовки специалистов на основе мониторинга и управления процессами проектирования, реализации и оценки качества образовательной деятельности факультета и входящих в его состав кафедр.

Комиссия МКО взаимодействует с отделом мониторинга качества образования в реализации общевузовских программ мониторинга и управления качеством образовательной деятельности, а также координирует свою работу с уполномоченными по качеству на кафедрах факультета.

Основные задачи ФК МКО:

  • реализация на уровне факультета и его структурных подразделений политики вуза в сфере управления качеством образования;
  • контроль за выполнением требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на всех этапах образовательной деятельности факультета;
  • систематический мониторинг процессов проектирования, реализации и оценки качества образования на факультете;
  • подготовка для деканата и ученого совета факультета проектов управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и его результатов, на устранение имеющихся недостатков;
  • поэтапное формирование факультетской системы управления качеством образования, регулярная актуализация этой системы.

Основные функции ФКМКО

Руководствуясь политикой университета в сфере качества и нормативной документацией по менеджменту качества образования (вузовскими стандартами, положениями, инструкциями), комиссия МКО в соответствии с утвержденными планами работы и оперативными поручениями руководства факультета, взаимодействуя с университетским отделом МКО и кафедрами факультета, выполняет следующие функции.

Проводит систематическую экспертизу качества проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ специальностей и направлений подготовки факультета на предмет их соответствия требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и образовательных стандартов БГУ.

Комиссия МКО осуществляет экспертизу качества образовательного процесса по всем учебным дисциплинам, реализуемым на кафедрах факультета.

Важнейшим критерием качества образовательного процесса по учебной дисциплине является соответствие требованиям ГОС ВПО ее рабочей программы, комплекса учебно-методических материалов и фондов контроля текущих, итоговых и остаточных знаний. В целях контроля за выполнением программы дисциплины и квалификационных требований к обучающимся в процессе аудита учебной дисциплины должны быть предусмотрены посещения занятий и курсовых экзаменов (зачетов).

Комиссия МКО проводит экспертизу качества кадрового, учебно-методического, информационного, библиотечного и материально-технического обеспечения образовательного процесса на факультете; на основе такой экспертизы готовит рекомендации по совершенствованию условий реализации образовательных программ. В координации с отделом менеджмента качества образования комиссия МКО осуществляет экспертизу деятельности кафедр факультета по модернизации образовательного процесса на основе мониторинга рынка труда и укрепления связей с потребителями выпускников, совершенствования организации самостоятельной работы студентов, внедрения современных образовательных технологий, углубления научно-исследовательской работы студентов, развития различных форм целевой и контрактной подготовки специалистов. Комиссия МКО проводит предварительную экспертизу основных профессиональных образовательных программ специальностей и направлений подготовки факультета по результатам их самообследования во время подготовки к лицензированию и аккредитации.

На основании приказов ректора и распоряжений декана факультета ФК МКО может привлекаться к проведению экспертиз по общевузовским программам мониторинга и управления качеством образования, организуемых отделом МКО и учебно-методическим управлением университета.

Уполномоченные по качеству образования на кафедрах организуют свою работу в соответствии с планами работы кафедр и планами ФК МКО.

Взаимодействие структурных составляющих СМК:

  1. Отдел МКО с деканами факультетов осуществляет связь через управляющие воздействия проректора по лицензированию и инновационной работе;
  2. ФК МКО с заведующими кафедрами - через управляющее воздействие деканов факультетов;
  3. Уполномоченные по качеству образования (УПК) на кафедре с ППС - через управляющее воздействие заведующих кафедрами.

Служба качества образования университета руководствуется в своей деятельности следующей документацией:

  • политика, доктрина, и концепция в области качества;
  • стандарты БГУ, схемы процессов;
  • внутренние и внешние регламентирующие документы, должностные инструкции, положения и формы;
  • записи по качеству.

Инфраструктура поддержки системы качества университета включает:

  • учебно-методическое управление;
  • кафедры, проводящие подготовку специалистов в области управления качеством (кафедра управления, кафедра маркетинга, кафедра педагогики, кафедра общей и профессиональной педагогики, кафедра психологии, кафедра общей и профессиональной психологии);
  • редакционно-издательский отдел;
  • отдел компьютерных технологий;
  • отдел ТСО и телерадиовещания;
  • библиотека;
  • центр непрерывного образования;
  • центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников.
 

Объявление

   

Рабочая программа ФГОС ВПО

(с новым порядком утверждения)

скачать образец

 

Оформленный образец

фонда оценочных средств по дисциплине

скачать образец

 

Паспорт и программа формирования компетенции

скачать образец

БГУ им. академика И.Г. Петровского, (c) 2011